Стратегия социально-экономического развития Пролетарского района до 2030г. 

31 декабря 2018 г. 16:53:00
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ПРОЛЕТАРСКИЙ РАЙОН»
СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА 

РЕШЕНИЕ 
 
О Стратегии социально-экономического
развития Пролетарского района Ростовской области до 2030 года               

Принято
      Собранием депутатов                                                                                                                                                    26 декабря 2018 года 
 
В соответствии с требованиями Федеральных законов от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановления Администрации Пролетарского района от 14.01.2016 № 9 «Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Пролетарского района, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Пролетарского района», а также в целях формирования и развития экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития Пролетарского района, создания для органов местного самоуправления системы управления долгосрочным развитием района, Собрание депутатов Пролетарского района РЕШИЛО: 1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Пролетарского района Ростовской области до 2030 года согласно приложению.2. Поручить управление реализацией Стратегией социально- экономического развития Пролетарского района Ростовской области до 2030 года Администрации Пролетарского района.3. Рекомендовать Главам администраций поселений Пролетарского района  разработать стратегии развития своих территорий.4. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования.5. Контроль за исполнением решения возложить на комиссию по бюджету, налогам и собственности Собрания депутатов Пролетарского района (А.С.Рифель). Председатель Собрания депутатов -глава Пролетарского района                                                              Т.Н.Минор   г.Пролетарск26 декабря 2018 года№ 221Приложениек решению Собрания депутатовПролетарского районаот 26.12.2018 № 221 Стратегия социально-экономического развитияПролетарского района Ростовской области до 2030 года Введение         Стратегия социально-экономического развития Пролетарского района на период до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», также перечнем поручений Губернатора Ростовской̆ области В.Ю. Голубева по итогам Общего собрания членов Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» от 01.02.2018 и является ключевым документом стратегического планирования на муниципальном уровне, который опирается на стратегические документы регионального уровня, включая проект Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.         Являясь основным элементом системы муниципального целеполагания, Стратегия опирается на прогнозные документы муниципального уровня, такие как: Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Пролетарского района на период до 2023 года, Прогноз социально-экономического развития Пролетарского района на 2018-2020 годы, Бюджетный прогноз Пролетарского района на период 2017-2022, Стратегия социально-экономического развития Пролетарского района Ростовской области до 2020 года.При разработке Стратегии также учитывались действующие региональные документы стратегического развития[1].Учитывая комплексный подход стратегического планирования, основные положения Стратегии рекомендуется использовать при разработке стратегий социально-экономического развития поселений, входящих в состав Пролетарского района.Концептуальной основой данной Стратегии, как и Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, является идея устойчивого развития – согласованное и сбалансированное экономическое, социальное и пространственное развитие с учётом и соблюдением интересов настоящего и будущего поколений жителей Пролетарского района.Стратегия разработана в соответствии с методологической схемой «Вызов-Ответ», которая задает логику развития муниципалитета в долгосрочной перспективе.Миссия района конкретизируется через систему целей и связанных с ней индикаторов. В Стратегии выделяются два типа целей:динамические цели исходят из интересов объекта стратегирования (для экономической политики – хозяйствующие субъекты; для социальной политики – население; для пространственной политики – природно-антропогенная среда) и предусматривают интенсивное количественное позитивное изменение характеризующего его индикатора;структурные цели исходят из интересов устойчивого развития и предусматривают качественное изменение сферы стратегирования: преобразование ее структуры, устранение диспропорций.Механизм реализации Стратегии основан на решении приоритетных задач и реализации стратегических проектных инициатив.Приоритетная задача определяется как деятельность, направленная на преодоление ключевых внутренних проблем, которые препятствуют достижению динамической цели или оказывают негативное влияние на неё.Стратегическая проектная инициатива (СПИН) предполагает реализацию потенциала внутренних сильных сторон. СПИНы в Стратегии сформулированы как идеи муниципального уровня, пересекающиеся с региональными подходами и консолидирующие муниципальные ресурсы, и объединяющие основных стейкхолдеров (общество, власть, бизнес) на достижение структурной цели. Реализация СПИНов носит трансформационный и мультипликативный эффекты для социально-экономической системы муниципалитета.
1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА 1.1. Историческая справка Пролетарского района[2] И всё-таки она Великокняжеская![3]  Историческое развитие нынешней территории Пролетарского района хорошо прослеживается в исторических справках и работах местных ученых-исследователей. Считается, что к истории района условно можно соотнести пять основных этапов.Первый этап – включает период проживания на Нижнем Дону кочевых и полукочевых народов[4].Второй этап – включает почти 170 лет, когда после ухода улусов Золотой Орды в Азию в начале XVI в. (1502г.) и до 1670г.[5].Третий этап – связан с заселением донских земель калмыками-кочевниками и оседлым населением (славянами-переселенцами), в том числе казаками[6].Заселение южнорусских земель осуществлялось поэтапно. В 1670г. на западе Сальских степей, неподалеку от р.Маныч, возникло селение донских казаков, которое получило название Карачеплакское и впоследствии стало владением крупных донских помещиков-коннозаводчиков Мартыновых.Удобное положение селения на гужевой трассе из Царицына в Екатеринодар в непосредственной близости от реки Маныч способствовало концентрации в селении переселенцев.  Благоприятный климат, плодородные почвы и обилие свободных пашенных и пастбищных угодий способствовали развитию в Сальском округе зернового хозяйства, коневодства и овцеводства.С 1806г. селение Карачеплакское стало станицей и центром Калмыцкого округа. Вторичное заселение этих мест произошло через 20 лет, когда 1875 году новую станицу посетил брат императора Александра II великий князь Н.Н. Романов, в честь которого 3 июля 1875г. она по указу царя получает новое название – станица Великокняжеская.С постройкой железной дороги Царицын-Тихорецкая в 1895-1899 гг. ст. Великокняжеская превращается в пункт отправления товарного зерна и скота. Развитие транспорта вызвало развитие торгово-промышленного дела, в частности, работу мельниц и маслобоен, а также товарного коневодства. По итогам переписи населения в 1897 г. в станице Великокняжеской, как центре Сальского округа, проживало 5583 человека         Четвертый этап – связан с установлением на Дону народовластия. По результатам революционных мероприятий, 12 января 1918г., в ст. Платовская была провозглашена советская власть. Население станиц Великокняжеская, Платовская и соседних хуторов стало ядром формирования Первой Конной армии во главе с С.М. Будённым, жителем ст. Платовская.После окончания Гражданской войны (1918-1920гг.) в 1924г. был создан Пролетарский район с центром в ст. Великокняжеская, остававшейся также центром Сальского округа. В 1925г. В соответствии с постановлением Президиума Всероссийского ЦК станица Великокняжеская переименована по названию района в станицу Пролетарская. Вскоре, в 1926г., функции центра округа передаются г. Сальску. Станица Пролетарская утрачивает статус районного центра.Годы войны 1941-1945гг. тяжело отразились на жизни района, лежавшего на пути к Сталинграду. Оккупация района длилась с конца июля 1942г. по конец января 1943г. В 1967 г. были осуществлены крупномасштабные мелиоративные работы, в результате которых река Западный Маныч получила пресную воду из р. Кубань и р. Дон. В результате была создана цепь крупных водохранилищ и появилась возможность осуществления судоходства[7]. Также была создана разводящая сеть оросительных каналов, что позволило району организовать вдоль р. Маныч к северу от райцентра и вокруг него крупные рисоводческие хозяйства и стать важнейшим поставщиком риса.24 июля 1970 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР станица Пролетарская, была преобразована в город Пролетарск районного подчинения. Присвоение станице статуса города способствовало подъёму уровня развития промышленности, культурно-образовательного, медицинского и бытового обслуживания населения, степени благоустройства на новый уровень.Пятый этап – постсоветский. Он связан с переходом экономики к рыночному механизму и приватизацией средств производства.В результате масштабного выхода государственных структурных подразделений из сферы управления экономикой, ухудшения хозяйственных связей на всех уровнях наступил длительный системный кризис. Его негативные последствия в полной мере не преодолены до сих пор. Перестали функционировать мелиоративные сети и рисоводческое хозяйство в целом, многие предприятия понесли потери или прекратили свою деятельность.В настоящее время наибольшая экономическая и производственная активность осуществляется в менее пострадавших сферах сельского хозяйства, жилищного строительства и розничной торговли. 1.2. Оценка ключевых конкурентных преимуществ и основных проблем (ограничений) социально-экономического развития Пролетарского района          Природно-ресурсный потенциал Территориально Пролетарский район относится к юго-восточной природной зоне, которая расположена на Сало-Манычской гряде, Ергенинской возвышенности, Азово-Егорлыкской равнине и в долине Западного Маныча, представляющего собой остатки древнего морского пролива. Это наиболее равнинная часть Ростовской области, интенсивно используемая в сельскохозяйственном производстве, поэтому естественная растительность сохранилась незначительными по площади фрагментами.Общая площадь населенных пунктов Пролетарского района составляет 37,22км2, что составляет 1,4% от общей площади района. При этом, земли сельскохозяйственного назначения составляют 88,9%, земли промышленности, транспорта, энергетики, связи, обороны и иного назначения – 0,6%, лесного фонда – 1,5%, водного фонда – 7,1%, особо охраняемые территории – 0,005%. Юго-Восточная природная зона[8]   Резко выраженная континентальность климата способствовала формированию весьма своеобразное флоры юго-восточной зоны. Большая часть юго-востока Ростовской области относится к подзоне дерновиннозлаковых (типчаково-ковыльных) или сальских степей. Они более засушливы по сравнению со степями северных и центральных районов, беднее и однообразнее по флористическому составу. Основу злакового травостоя сальских степей составляют мелкодерновинные злаки – типчак и ковыль Лессинга.По долине р. Западный Маныч на территорию Ростовской области заходят сообщества прикаспийских пустынь с фрагментами суккулентных (из солероса европейского, сведы стелющейся, сарсазана шишковатого, петросимонии супротивнолистной и других) и полукустарничковых (из полыни белой, сантонинной, чёрной, крымской) пустынь на солончаках и солонцах. 
Инженерно-геологическая оценка Характеризуется как ограниченно благоприятная для строительства в виду распространения просадочных грунтов, оползневых и эрозионных процессов, техногенное подтопление, затопление паводковыми водами 
Подземные воды Расположение в пределах открытой части Ергенинского артезианского бассейна оля подземных вод в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения в целом по району составляет 100%, которые используются в основном в сельских населенных пунктах) 
Минеральные воды Значительные ресурсы минеральных вод (перспективы для разработки ресурсов минеральных вод для бальнеологических целей и питья (столовые и лечебно-столовые воды) достаточно благоприятны, что позволяет создавать надежную базу для их развития) 
Минерально-сырьевые ресурсы Низкие запасы минерально-сырьевых ресурсов (основной потенциал добывающей промышленности составляет сырьё для производства строительных материалов) 
Климат Недостаточное увлажнение, жаркое и сухое лето, сравнительно теплая зима (к опасным явлениям погоды относятся сильные дожди и ливни, сильные ветры, шквалы, град, гололёд и изморозь, пыльные бури)
Агроклиматические ресурсы  Обилие солнечного света и тепла позволяет выращивать такие сельскохозяйственные культуры, как: озимая пшеница, рис, яровой ячмень, горох, просо, кукуруза на зерно, подсолнечник, горчица, лен-кудряш (масличный), сафлор, картофель, огурцы, помидоры, лук и некоторые теплолюбивые культуры умеренного пояса(для получения высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо постоянное искусственное орошение, коэффициент увлажнения, равный 0,33-0,40 указывает на высокую засушливость. Условия зимовки озимых культур удовлетворительные) 
Гидрография Наличие крупной реки (р. Маныч), прудов и водохранилищ определяет относительно высокое развитие гидрографической сети. Также имеют практически повсеместное распространение минеральные подземные воды (территория характеризуется ограниченными ресурсами пресных подземных вод, что обусловлено ее расположением в аридной (засушливой) климатической зоне) 
Земельные ресурсы Умеренный природно-сельскохозяйственный пояс в двух зонах: степной – южных чернозёмов и сухостепной – каштановых почв. В западинах долин заливов располагаются лугово-болотные почвы. Каштановые и черноземные почвы занимают примерно равные части территории района. Наибольшую ценность представляют черноземы южные. Плодородные зональные почвы в основном распаханы.  Большие площади сельскохозяйственных угодий охвачены ветровой эрозией и засолены (деградация почвенного покрова и уменьшение плодородия почв усиливается) 
Растительность и животный мир  Все леса и лесные насаждения района отнесены к I группе. Полезные растения составляют около 50-51%. Запасы природных ресурсов дикорастущих полезных растений изучены только у кормовых и лекарственных растений (степи района относятся к Европейско-Сибирской зоогеографической подобласти Палеарктики и расположены по соседству со Среднеазиатской подобластью) 
Ландшафтно-рекреационный потенциал Восточноевропейский суббореальный степной ландшафт. Естественные ландшафты в значительной мере антропогенно освоены. Естественные леса, а также уникальные рукотворные экосистемы (государственные лесные полосы, противоэрозионные насаждения) несут большую рекреационную нагрузку.Наибольшей рекреационной ценностью обладают речные ландшафты с искусственными древесно-кустарниковыми насаждениями
 Экономико-географическое положение, сложившаяся структура экономики, состояние деловой среды Пролетарский район входит в Сальский агроиндустриальный полюс роста Ростовской области. Кроме того, находясь в зоне интенсивного развития и при условии активного участия в реализации государственной территориальной политики, предполагается, что районный центр –                          г. Пролетарск в перспективе может стать новым полюсом роста[9]. Рисунок 1. Полюсы роста экономики Ростовской области[10]    Территориально район находится на юго-востоке Ростовской области. Муниципалитет на севере граничит с Мартыновским, на востоке – с Орловским районом, на юге – с Республикой Калмыкия, на юго-западе и западе – с Сальским, на северо-западе – с Веселовским и Семикаракорским районами. На западе граница с Сальским районом проходит по р. Маныч и ее водохранилищам.Площадь района составляет 2,73 тыс. кв. км, численность населения – 34,5 тыс. чел.[11]. Административным центром района является г. Пролетарск, который находится на расстоянии 225 км от г. Ростова-на-Дону.В состав Пролетарского района входят 9 сельских и 1 городское поселение, общее количество населенных пунктов района – 34. Рисунок 1. Административно-территориальное деление Пролетарского района[12]  Транспортное сообщение района осуществляется с помощью автомобильного и железнодорожного видов транспорта. Через район проходят имеющие важное экономическое значение, железная и автомобильная дороги Волгоград – Краснодар – Новороссийск, соединяющие нижнюю Волгу с Черным морем.Основные отрасли экономики – сельское хозяйство, промышленность.Вместе с тем, относясь к юго-восточных районам Ростовской области с традиционно сложной экономической ситуацией по уровню развития, значения основных показателей района в основном на уровне или ниже среднеобластных.Так, например, по уровню инвестиций в основной капитал муниципалитет находится на 18 месте[13] из 43 муниципальных районов, по числу субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения – 37 место, по объему инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя – на 21 месте, по доле прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе также на 21 месте[14].В промышленном производстве за 2017 год объем отгруженных товаров, работ и услуг, в том числе по видам экономической деятельности по крупным и средним составил:в «Обрабатывающих производствах» 1498669,0 тыс. рублей, что выше аналогичного периода прошлого года на 14,4 %;в «Обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» совместно с показателем «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» 136099,0 тыс. рублей, снижение к прошлому году составило 9,5 %[15]. Индекс промышленного производства составил 92,6%, что выше уровня прошлого года на 47,7%. Индекс промышленного производства по полному кругу организаций(в процентах к предыдущему году) [16]2017 год             Анализ динамики индекса промышленного производства Пролетарского района свидетельствует об отсутствии планомерного развития и общем тренде снижения данного показателя в долгосрочной перспективе. Динамика индекса промышленного производства по полному кругу организаций(в процентах к предыдущему году) [17]    В агропромышленном комплексе района в 2017году посевная площадь составила 113,4 тыс. га (99,4% к 2016г.). В структуре посевных площадей   зерновые культуры занимают - 85,7%, технические – 10,8%, картофель и овощебахчевые - 0,2%, кормовые - 3,3%. Валовой намолот зерна по району составил 405,0   тыс. тонн (116,9% к 2016г.). Средняя урожайность зерна по району – 41,7ц/га (в 2016г.- 40,8ц/га). Это первый результат по производству зерна за всю историю района. Сельхозпредприятия всех форм собственности получили 296,6 тыс. тонн зерна (100,6% к 2016г.), средняя урожайность по хозяйствам – 42,7 ц/га (в 2016г.-41,4ц/га). На долю сельхозпредприятий приходится 73,2% произведенного зерна.Крестьянские (фермерские) и подсобные хозяйства произвели 108,5 тыс. тонн зерна (129,0% к 2016г.), урожайность – 39,0 ц/га (в 2016г.-38,8ц/га).  Фермеры получили - 26,8% зерна, произведенного в районе[18]        Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий(в фактических ценах; млн. рублей)в структуре ОКВЭД[19]2017 год

         В целом по району отмечается стабильное положение в отрасли животноводства, по состоянию на 01.01.2018г. имеется поголовье сельскохозяйственных животных: КРС всего – 24656гол. (101,2% к предыдущему периоду), из них коров – 12786гол. (102,5% к предыдущему периоду), свиней – 6629 гол. (78,6% к предыдущему периоду), овец – 49565гол. (100,7% к предыдущему периоду).В целом по району наблюдается увеличение поголовья: КРС – на 1,2%, в т.ч. коров – на 2,5%, овец – на 0,7%. На увеличение поголовья сельскохозяйственных животных большое влияние оказывает государственная поддержка отрасли животноводства. Вместе с тем, продолжается снижение поголовья свиней – на 21,4% в связи с угрозой распространения АЧС.За 2017 год в районе произведено продукции животноводства: мяса       –7481,5 тонн (104,7 % к 2016г.), молока – 45701,3 тонн (103,6% к 2016г., яиц         – 18466 тыс. шт. (110,0% к 2016г.).По финансовым итогам за 2017 год из 23 сельхозпредприятий в 20 сельхозпредприятиях района, получающих государственную поддержку, зафиксировано получение прибыли, в 3 сельхозпредприятиях – убыток. Суммарная чистая прибыль составила – 422,0 млн. руб. (112,2% к   2016г.), рентабельность с учетом господдержки – 24,1% (в 2016г.-11,2%).Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе в 2016 году - 100,00 %, в 2017 году – 95,45 %, в 2018 – 100%.[20]По оценке в 2018 году и в прогнозный период 2019-2020 годах планируется получение прибыли в сельхозпредприятиях района за счет увеличения производства продукции сельского хозяйства, роста закупочных цен на реализуемую продукцию, государственной поддержки.  Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий(в фактических ценах; млн. рублей)в структуре ОКВЭД[21]            По сравнению с прошлым годом, увеличилась среднемесячная заработная плата на 1 работающего в сельхозпредприятиях, по состоянию на 01.01.2018: в крупных - 26291 руб. (темп роста к 2016г.-108,0%), в малых      - 18427 руб. (темп роста к 2016г.- 102,8%, всего - 24601 руб. (темп роста к 2016г.- 108,4%). В консолидированный бюджет района по состоянию на 1 января 2018 года – 252082,7 тыс. рублей или 100,3% к плану на 2017 год. Из них: план по налоговым доходам выполнен на 100,4% и составил 217888,0 тыс. рублей; по неналоговым доходам на 99,9%, в сумме 34194,7 тыс. рублей.           Доходы местного бюджета(включая безвозмездные поступления и доходы
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности)
(фактически исполнено, млн. рублей)
[22]
2017 год
    В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, налог на доходы физических лиц составляет 58,1% (126606,5 тыс. рублей), земельный налог 16,0% (34891,3 тыс. рублей), единый сельскохозяйственный налог – 9,8% (21347,9 тыс. рублей), акцизы по подакцизным товарам, произведенным на территории РФ – 7,9% (17204,6 тыс. рублей), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 2,4% (5133,5 тыс. рублей), патентная система налогообложения – 0,2% (486,0 тыс. рублей), налог на имущество физических лиц – 3,3% (7084,9 тыс. рублей), прочие доходы -  2,3% (5133,3 тыс. рублей).  В целом план по налоговым доходам выполнен на 100,4%.              Доходы местного бюджета(включая безвозмездные поступления и доходы от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности)
(фактически исполнено, тыс. рублей)
[23]
   В объеме неналоговых доходов основные поступления от арендной платы за земельные участки, госсобственность на которые не разграничена – 36,7% (12562,3 тыс. рублей), от продажи земельных участков, собственность на которые не разграничена – 14,5% (4945,7 тыс. рублей), штрафные санкции, возмещение ущерба – 12,0% (4099,0 тыс. рублей), доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности поселений – 24,6% (8412,6 тыс. рублей), прочие – 12,2% (4175,1 тыс. рублей). Поступление доходов от продажи земельных участков составило 4184,3 тыс. рублей, что составило 44,2% к аналогичному периоду прошлого года. Причиной уменьшения поступлений, является уменьшение количества обращений физических и юридических лиц за выкупом земельных участков. Задолженность по арендной плате за землю на 01.01.2018 года составила 2951,3 тыс. рублей, количество арендаторов-должников – 54. В рамках претензионно-исковой работы предъявлено 87 претензий на общую сумму 2320,1 тыс. рублей, 4 исковых заявления на общую сумму 440,4 тыс. рублей., удовлетворено 42 претензии на сумму 615,5 тыс. рублей. Принято 9 решений суда на сумму 294,6 тыс. рублей. Поступило арендной платы в бюджет 1030,1 тыс. рублей.В части финансовых результатов деятельности ситуация следующая – в 2017 году доля прибыльных предприятий составила 66,7%. При этом организациями района была получена прибыль в размере 337534,0 тыс. рублей, что составило 82,4% к аналогичному периоду прошлого года.[24]      Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций(млн. рублей)[25] 

 

Прибыль,
убыток (-)

Организации, получившие
прибыль

Убыточные

организации

в процентах от общего числа
организаций

сумма
прибыли

в процентах от общего числа
организаций

сумма
убытка

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

Пролетарский

483,3

425,5

76,5

73,3

478,0

457,0

23,5

26,7

3,7

4,5

 Сфера торговли характеризуется положительной динамикой и устойчивыми темпами развития инфраструктуры потребительского рынка.Объем оборота розничной торговли за январь - декабрь 2017 года составил – 3369301,6 тыс. рублей (102,7% к аналогичному периоду 2016 года).В обороте общественного питания увеличение на 5024,0 тыс. рублей, общий оборот составил – 66281,0 тыс. рублей (108,2% к аналогичному периоду прошлого года). Оборот розничной торговли по всем каналам реализации(млн. рублей)[26]2017 год Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения в 2017 году составило 269,3 единицы, что на 22,8% ниже показателя 2016 года. Снижение показателя связано с переходом из категории в категорию вследствие укрупнения предприятий малых форм хозяйствования, поиска наиболее эффективных форм функционирования в быстроменяющейся экономической ситуации, а также закрытие вследствие банкротства и другие причины.Регулярно проводятся заседания районного Совета по предпринимательству и межведомственной комиссии по административным барьерам. В 2017 году было проведено: «круглый» стол – 13, семинаров – 7. Проведено двадцать пять рабочих встреч с руководителями организаций малого и среднего бизнеса. Инвестиционная политика района направлена на реализацию целей и приоритетных направлений социально-экономического развития территории, за счет повышения экономической эффективности отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий района, последовательное решение задач по достижению более высоких темпов экономического роста, эффективное использование государственных капитальных вложений. Инвестиции в основной капитал по полному кругу организаций(в фактически действовавших ценах; тыс. рублей)[27]2017 год   Уровень и качество жизни населенияВ районе среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников для:- крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций составила в 2016 году – 21162,3 рублей, в 2017 году – 22955,3 рублей;- муниципальных дошкольных образовательных учреждений составила в 2016 году – 13653,1 рублей, в 2017 году – 14849,1 рублей;- муниципальных общеобразовательных учреждений составила в 2016 году – 20571,8 рублей, в 2017 году – 21158,2 рублей;- учителей муниципальных общеобразовательных учреждений составила в 2016 году – 26294,1 рублей, в 2017 году – 26464,4 рублей;- муниципальных учреждений культуры и искусства составила в 2016 году – 18966,8 рублей, в 2017 году – 22487,0 рублей;- муниципальных учреждений физической культуры и спорта составила в 2017 году – 18854,7 рублей.[28]При этом, в 2017году среднемесячная номинальная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций увеличилась по отношению к 2016 году на 8,5%. Фонд заработной платы и выплаты
социального характера в среднем за месяц в расчете на одного работника
(рублей)
[29]   На 2018-2020 годы прогнозируется по крупным, средним и некоммерческим предприятиям доведение заработной платы до 25821,59 рублей.Повышение заработной платы работников муниципальных общеобразовательных учреждений связано с выплатами стимулирующего характера в связи с введением эффективных контрактов во исполнение Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012 года. В 2018-2020 годах планируется дальнейшее повышение должностных окладов и тарифных ставок за счет средств областного бюджета и доведение среднемесячной заработной платы к 2020 году до 23800,09 руб.[30] Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника[31]
(рублей)  Также в 2018 году планируется повышение должностных окладов учителей муниципальных общеобразовательных учреждений и тарифных ставок и доведение среднемесячной заработной платы в 2020 году – 29768,85 рублей.В отчетном периоде обеспечены выплаты, предусмотренные в соответствии с выполнением Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».       Тенденция повышения заработной платы сохранится как за счет повышения должностных окладов и ставок, так и за счет проведения мероприятий по оптимизации неэффективных расходов.Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила в 2017 году – 21,11, в том числе введенная в действие за один год в 2016 году – 0,21кв. метров, в 2017 – 0,23кв.м.Увеличение значения показателя с каждым годом обусловлено уменьшением численности населения, а также увеличением общей площади жилых помещений, вводимой в действие за год. Так, планируемая площадь ввода в 2018 году составит 0,23кв. метров, в 2019 году – 0,24 кв. метров, в 2020 году – 0,25 кв. метров. Основные показатели, характеризующиесостояние и развитие жилого фонда[32]

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Общая площадь всего жилищного фонда

(тыс. кв. м)

699,4

708,3

713,3

716,7

712,7

719,8

Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя

(на конец года; кв. м)

19,5

20,0

20,3

20,5

20,6

21,6

Удельный вес индивидуального жилищного фонда во всем жилищном фонде

(общая площадь; в процентах)

94

94

94

94

95

95

Общая площадь муниципального жилищного фонда

(тыс. кв. м)

19,8

19,3

19,1

19,3

19,2

19,9

Приватизация жилья - число приватизированных квартир

(за год; единиц)

15

23

9

20

14

3

Количество заселенной площади семьями, улучшившими жилищные условия

(тыс. кв. метров)

1,4

1,5

2,2

2,1

0,2

0,3

Общая площадь капитально отремонтированных жилых помещений в квартирах

(тыс. кв. м)

-

-

-

-

-

-

 Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, составила в 2016 – 31,8%, в 2017 – 31,3%. Прогнозное значение данного показателя в 2018 году составит 30,8%, снижение обусловлено за счет сокращения числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Число семей, состоящих на учете для получения жилья,получивших жилье и улучшивших свои жилищные условияв 2017 году[33] 
  Число семей, получивших жилье и улучшивших жилищные условия Число семей, состоящих на учете для получения жилья на конец года, единиц
единиц в % от числа семей, состоявших на учете на получение жилья на конец 2016 года
Пролетарский 6 1,7 49
         Как и прежде решение жилищных вопросов семей, состоящих на учете, осуществляется незначительными темпами. Данный факт обуславливает необходимость кардинального пересмотра подходов в решении данного вопроса как на муниципальном, так и на региональном уровнях. Благоустройство всего жилищного фондапо состоянию на 1 января 2017 года(процентов) 
  Общая
площадь
Общая площадь, оборудованная
водо-
прово-
дом
канали-
зацией
цент-
раль-
ным
отопле-нием
ваннами
(душем)
газом горячим
водо-
снабже-
нием
наполь-
ными
электро-
плитами
Пролетарский 100,0 100,0 100,0 76,8 76,8 97,2 75,8 -
  Ключевые конкурентные преимущества:  
Территориальное расположение Расположение в пределах одного транспортного коридора Нижняя Волга (Волгоград) – Кубань (Краснодар) – Чёрное море (Новороссийск).Также важное значение для экономического роста хозяйственного комплекса района, имеет использование его положения в узле транспортных коммуникаций, а также организующая роль
г. Пролетарска в структуре социального и экономического каркаса экономического района развитая сеть внутрирайонных автомобильных  дорог
Диверсифицированная отраслевая структура экономики Развиты сельское хозяйство, обрабатывающая и добывающая промышленность, поддерживаются высокие форматы торговли и обслуживания, в которых наблюдается стабильный рост показателей. Большинство предприятий и организаций района являются прибыльными, т.е. их продукция является конкурентоспособной. Потенциал роста производственной базы района в будущем может быть обеспечен на основе активизации инвестиционных процессов, внедрения интенсивных методов производства, повышения качества управленческих и сервисных функций
Агроклиматические ресурсы Агроклиматические ресурсы территории района способствуют развитию рекреации и несвойственному для степной зоны виду сельскохозяйственной деятельности – рисоводству.Наличие значительного объема водных ресурсов позволяет обеспечить функционирование на должном уровне оросительной системы
Рекреационные ресурсы Количество тепла в летний период такое же, как на популярных курортах Черноморского побережья;наличие водоемов, привлекающих рекреантов для курортного отдыха, отдыха выходного дня и любительского лова;наличие искусственных лесных и кустарниковых насаждений шириной от нескольких десятков метров до нескольких километров;наличие сохранившихся естественных степных ландшафтов и заказников;наличие бальнеологических ресурсов, которые в основном используются самодеятельно
   1.3. Анализ основных вызовов для развития Пролетарского района на региональном и макрорегиональном уровнях   На горизонте стратегического планирования выделяются следующие наиболее существенные внешние вызовы, оказывающие значимое воздействие на развитие Пролетарского района.1. Полицентрическое развитие, направленное на увеличение числа центров экономического роста, обладающих конкурентоспособной экономикой, а также обеспечение высокой связанности таких центров между собой, с прилегающими территориями и точками выхода на международные рынки, а именно[34]:- формирование в Российской Федерации системы макрорегионов с целью раскрытия социально-экономического потенциала территорий за счет экономической специализации регионов;- создание по предложению Министерства экономического развития Российской Федерации на базе Южного федерального округа Южного макрорегиона с центром в г. Ростове-на-Дону.Возможности, открывающиеся в рамках данного вызова:- территориальная общность субъектов, характеризующаяся соседским положением;- значительный потенциал межрегионального взаимодействия и кооперации в рамках реализации эффективных экономических специализаций субъектов, в том числе для реализации крупных межрегиональных инвестиционных проектов;- формирование одного или нескольких крупнейших и (или) крупных центров экономического роста;- наличие (или возможность создания) объектов транспортной̆, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих связанность субъектов, входящих в макрорегион, и выход к международным рынкам или транспортным коридорам «Запад – Восток», «Север – Юг»;- наличие (или возможность создания) объектов отраслей социальной сферы федерального значения, способствующих повышению транспортной доступности оказания услуг указанных отраслей в пределах макрорегиона.Угрозы, формирующиеся в рамках данного вызова:       - увеличение социальной напряженности вследствие структурных изменений на рынке труда;- отток трудоспособного населения для работы и проживания в центры экономического роста;- увеличение темпов снижения численности населения в сельских и отдаленных населенных пунктах, снижение уровня инфраструктурной обеспеченности;- нарастание конкурентного давления на региональных производителей со стороны производителей соседних регионов;- утрата собственной идентичности территории; - исчерпание потенциала экстенсивного развития отраслей предшествующих укладов, доминирующих в структуре экономики региона;- изменение структуры кооперационных связей в связи с изменением географии новых центров экономического развития. 2. Усиление экономических, управленческих и пространственных связей муниципальных образований, развитие городских агломераций, в том числе за счет: - приоритетной поддержки высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров и услуг, творческих (креативных) индустрий;- поддержки создания и развития новых центров экономической активности в пределах пригородных территорий;- укрупнения сетевых управленческих и отраслевых структур;- административно-территориальных преобразований.Возможности, открывающиеся в рамках данного вызова:- создание новых высокотехнологичных предприятий обрабатывающей промышленности;- создание промышленных производств кластерного типа;- повышение качества оказываемых услуг населению;- формирование межмуниципальных специализированных центров с узкопрофильными высококлассными специалистами;- системное целевое финансирование реализации инфраструктурных проектов;- внедрение централизованной и эффективной системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых доходов.Угрозы, формирующиеся в рамках данного вызова:- укрупнение транспортных маршрутов, сохранение низкой транспортной обеспеченности и доступности отдаленных населенных пунктов, связанные со значительным недофинансированием развития транспортной инфраструктуры;- отдаленность объектов социального характера для маломобильных граждан и жителей населенных пунктов;- увеличение нагрузки на объекты социального характера и мест массового пребывания людей. 3. Интенсификация межмуниципальной конкуренции за инвестиционные ресурсыНаиболее значимыми направлениями конкуренции между муниципальными образованиями Ростовской области являются:конкуренция между муниципалитетами в рамках полюсов роста за региональное финансирование реализации стратегических проектов и инициатив;конкуренция за включение муниципалитетов в пулы перспективных территорий и возможности реализации на них крупных инвестиционных проектов с международным участием.Возможности, открывающиеся в рамках данного вызова:- позиционирование Пролетарского района на региональном и межрегиональном уровне регионов Юга России;- технологическая модернизация и создание на территории района центров новой индустриализации и высокотехнологичной инфраструктуры.Угрозы, формирующиеся в рамках данного вызова:- усиление конкуренции со стороны динамично развивающихся, инвестиционно привлекательных территорий;- ухудшение лидерских позиций Пролетарского района на юго-востоке области в ключевых отраслях экономики. 4. Переориентация региональной экономики на новые географические рынкиДанный вызов для Пролетарского района и муниципальных образований Ростовской области обусловлен сохранением высокой напряженности в международных отношениях, в том числе сохраняющаяся неопределенность в рамках конфликта на Юго-Востоке Украины (территории Донецкой и Луганской областей, имеющих протяженную границу с Ростовской областью).Возможности, открывающиеся в рамках данного вызова:- рост инвестиционного интереса развивающихся стран в отношении регионов России;- рост платежеспособного спроса на отечественную экспортную продукцию, включая продукцию районных производителей.Угрозы, формирующиеся в рамках данного вызова:- потери от сокращения деятельности на традиционных экспортных рынках;- рост внутренней конкуренции со стороны динамично развивающихся предприятий региона.  5. Цифровизация экономики, управления, производственных процессов, широкое применение интернет-технологийУскоренная цифровизация управления муниципальными ресурсами значительно повышает эффективность их использования, содействует формированию экологичной и безопасной̆ среды, расширяет вовлеченность граждан в процессы управления населенными пунктами.       Цифровизация производственных процессов вместе с повышением уровня автоматизации и роботизации будут все больше влиять на структурные изменения на рынке труда и способствовать повышению производительности труда. Сокращение занятости в различных секторах экономики будет происходить одновременно с увеличением доли занятости в сферах, в которых возможно дистанционное выполнение трудовой деятельности.Возможности, открывающиеся в рамках данного вызова:- повышение эффективности управления с одновременной оптимизаций затрат и улучшения качества;- функционирование малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг;- создание новой высокотехнологичной информационной инфраструктуры;- возможность получения дистанционного образования и работать удаленно;- прозрачность деловых и коммерческих отношений, формирования отчетности и публичности.Угрозы, формирующиеся в рамках данного вызова:            - снижение численности молодых людей, занятых в традиционных сферах экономики;         - увеличение дисбаланса в оплате специалистов занятых в цифровых и традиционных сферах экономики;         - снижение конкурентоспособности предприятий, не использующих цифровые технологии;         - обеспечение безопасности персональных и статистических данных, коммерческой и служебной информации.            6. Изменения климата и рост антропогенного воздействия на окружающую средуКлиматические изменения влияют на здоровье, условия проживания и жизнедеятельности населения.Антропогенное воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер, однако глобальные экологические проблемы, с которыми столкнулось общество в XXI веке, свидетельствуют о том, что во влиянии человека на окружающую среду превалирует воздействие негативного характера.Возможности, открывающиеся в рамках данного вызова:- развитие международных программ в области климатических изменений;- увеличение объемов инвестиционных проектов в рамках «зеленой экономики»;- развитие и интенсификация НИОКР в рамках «зеленых технологий»;- рост использования ресурсосберегающих технологий;- развитие рынков экологических товаров и услуг;- развитие общего, профессионального и дополнительного образования, ориентированного на подготовку кадров в рамках «зеленой экономики»;- интенсификация процессов распространения экодевелопмента недвижимости и социального экодевелопмента.Угрозы, формирующиеся в рамках данного вызова:- развитие и расширение ареала инфекционных и паразитарных заболеваний;- изменение физических свойств экосистемы в части опустынивания земель и формирования зон рискованного земледелия на обширных территориях;- локальные изменения климата;- уменьшение генетической разновидности растительного мира региона;утрата биологического разнообразия животного мира региона;- рост экологически обусловленных заболеваний, в том числе эндемических заболеваний;- ухудшение качества природных объектов в результате утраты их естественных (исходных) свойств вследствие нерационального природопользования (обмеление рек и водоемов и др.);- снижение качества природной среды с позиции общеэкологических и санитарно-гигиенических требований и др. 7. Усиление конкуренции за человеческий капиталОсновные черты данного вызова:- рост межмуниципальной и межрегиональной конкуренции за квалифицированные кадры в условиях «экономики знаний»;- повышение требований населения к возможностям для самореализации, уровню здравоохранения и образования, наличию комфортной городской среды, доступности жилья;- повышение физической мобильности населения.Возможности, открывающиеся в рамках данного вызова:- привлечение молодежи в крупные региональные вузы и научные организации (осуществление «умной миграции») с последующим трудоустройством экономическом центре.Угрозы, формирующиеся в рамках данного вызова:выезд талантливой и образованной молодёжи из района в другие муниципалитеты и регионы для обучения и работы в другие регионы. 2. СИСТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СТРАТЕГИИ 2.1. Миссия Пролетарского района С точки зрения определения основной цели, реализация которой формируется исходя из долгосрочного горизонта планирования, миссия района является основополагающим ориентиром направлений действия для субъектов социально-экономической системы.Миссия Пролетарского района сформирована исходя из фактического положения муниципального образования в социально-эконмической системе Ростовской области, его самоопределения, а также коллективного мнения экспертов, сложившегося по результатам проведенной стратегической сессии.Миссия Пролетарского района призвана:- обеспечить максимальное участие всех субъектов социально-экономической системы района для достижения совокупных стратегических целей и задач, определенных муниципальными и региональными документами стратегического планирования;- обеспечить возможность реализации всех конкурентных преимуществ района в системе существующих, формируемых и перспективных полюсов роста;-   определить отличительные особенности и конкурентные преимущества муниципального образования от всех других территорий юго-восточной части области, обеспечить их фиксацию и необходимое развитие.Миссия Пролетарского района является:-   отправной точкой при разработке Стратегии района;-   центральным элементом системы целеполагания Стратегии Пролетарского района, ей должны быть подчинены все цели муниципального образования по всем направлениям/политикам социально-экономического развития района.Миссия Пролетарского района включает следующие ценностные ориентиры: 1. ОБЕСПЕЧИТЬ МАКСИМАЛЬНО КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбеспечение достойного социально-экономического благополучия жителей района – главная задача органов местного самоуправления, которая базируется на учете интересов всего муниципального сообщества. 2. СТАТЬ ЦЕНТРОМ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПОЛЮСА РОСТА НА ЮГО-ВОСТОКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИГород Пролетарск должен стать новым центром перспективного полюса роста и одним из лидеров юго-восточной части Ростовской области. Экономический рост должен основываться на системном и сбалансированном участии всех хозяйствующих субъектов в достижении целей и задач стратегического развития. В том числе для этого необходимо максимальное вовлечение жителей муниципалитета. 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ТЕРРИТОРИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И КОННОГО ТУРИЗМАПролетарский район обладает значительными ресурсами природно-рекреационного характера. Казацкий быт, богатая культурная история, поддерживаемые традиции и имеющиеся профильные организации – все это позволяет сформировать центр притяжения поклонников экологического и конного туризма. 4. СФОРМИРОВАТЬ ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ КЛАСТЕР ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИУчитывая опыт предприятий легкой промышленности, успешно функционирующих на территории района, в частности изготовление обуви под брендом «BASARAB», целесообразно сформировать условия для создания обувного кластера на территории района. 5. СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИКАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИОНОГО БРЕНДАРайон обладает значительным культурным наследием – это известные историко-культурные объекты, памятные события, места, а также исторические лица как связанные, так и увековеченные в наименовании населенных пунктов района. Данный факт является еще одним естественным и эксклюзивным преимуществом территории перед муниципалитетами юго-востока Ростовской области. 2.2. Система взаимоувязанных разноуровневых стратегических целей развития района на долгосрочную перспективуСистема целеполагания Стратегии формируется в рамках трех политик. Каждая политика имеет четыре цели, направленные на:- обеспечение социального благополучия населения (человека);- повышение конкурентоспособности Пролетарского района во внешней среде;- обеспечение реализации целей смежных политик.1. Социальная политика1.1. Поступательное улучшение качества социальных услуг, предоставляемых населению;1.2. Рост конкурентоспособности социальной сферы в борьбе за человеческий капитал;1.3. Обеспечение экономики качественными трудовыми ресурсами;1.4. Формирование территориальной доступности социальных услуг.2. Экономическая политика2.1. Обеспечение материального благосостояния и самореализации населения;2.2. Повышение конкурентоспособности и закрепление лидерских позиций экономических субъектов на отраслевых рынках;2.3. Обеспечение экономической основы для развития социальной сферы;2.4. Сбалансированное территориальное экономическое развитие.3. Пространственная политика3.1. Создание условий для комфортной жизнедеятельности;3.2. Развитие глобально эффективного опорного территориального каркаса и сохранение экосистемы;3.3. Снятие инфраструктурных ограничений для социального развития;3.4. Снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики. 2.3. Наиболее вероятные сценарии социально-экономического развития Пролетарского района на долгосрочную перспективуЦелевой сценарий представляет собой оптимальный вариант социально-экономического развития Пролетарского района, обеспечивающий достижение установленных приоритетов и целей стратегии при улучшении макроэкономических условий и повышении эффективности использования ресурсов муниципалитета. Это сценарий полноценной реализации стратегических проектных инициатив, меняющих форматы и технологии функционирования социально-экономических подсистем. В этом случае органы местного самоуправления проективно реагирует на сигналы внешней среды, предвосхищает новые тренды, максимально используя и формируя благоприятные возможности для развития.Как и Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, Стратегия социально-экономического развития Пролетарского района на период до 2030 года рассчитана на 12 лет (с 2019 до 2030 года) и будет реализована в три этапа.Первый этап (2019-2021 гг.) нацелен на обеспечение условий для прорывного роста и базируется на реализации конкурентных преимуществ территории с целью повышения эффективности и управляемости экономики, роста качества человеческого капитала, обеспечения социального благополучия населения. В начале данного этапа будет структурирована система муниципальных программ, сформированы программы развития ключевых экономических направлений. Темпы роста будут возрастать постепенно в силу продолжающейся адаптации муниципальной и региональной экономики. Будет осуществляться дальнейшая проработка пакета стратегических проектных инициатив (СПИНов). Будут создаваться институциональные условия развития, ускорится модернизация «современной экономики» и начнется создание технологических заделов развития, в том числе «цифровой экономики».Второй этап (2022-2024 гг.) продолжает реализовывать текущие конкурентные преимущества, которыми обладает экономика территории, но при этом формирует новые элементы конкурентоспособности в тесной корреляции с выполнением основных показателей развития, определенных региональными стратегическими и программными документами.Третий этап (2025-2030 гг.) нацелен на полномасштабную реализацию возможностей развития за счет реализации стратегических проектных инициатив. Предполагается рывок в повышении конкурентоспособности экономики муниципалитета в рамках ключевых направлений.На самом верхнем уровне система целеполагания представлена шестью показателями, которые обобщают результаты реализации Стратегии Пролетарского района по целевому сценарию. Индикаторы реализации целевого сценария Стратегии Пролетарского района  

№ п/п

Показатели

2017

2021

2024

2030

1

Прирост численности населения к предыдущему году, человек

-111

0

+100

+300

2

Рост удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций

(процентов)

73,03

15,0

25,0

50,0

3

Рост объема производства валовой продукции сельского хозяйства (млрд рублей)

6,5

7,0

9,0

11,5

4

Рост частных инвестиций в основной капитал (млрд рублей)

-

0,05

0,1

3,3

5

Среднедушевые денежные доходы населения, рублей

22904,0

34 512,0

44 028,7

88 696,7

6

Увеличение туристского потока (млн человек)

-

0,010

0,012

0,014

  Достижение целей социально-экономического развития Пролетарского района в 2030 году в рамках целевого сценария в результате позволит получить следующие эффекты:- изменение тенденции естественной убыли населения области на стабильный прирост;- увеличение масштабов экономики муниципалитета на основе технологического обновления производства, кластерного подхода развития отдельных отраслей и роста инвестиций в основной капитал;- увеличение туристического потока за счет популяризации района и развития рекреационных объектов;- развитие человеческого капитала, прирост высокопроизводительных рабочих мест в экономике муниципалитета на основе повышения среднедушевых доходов.Приближаясь к стратегическому рубежу 2030 года, Пролетарский района в результате проведения системных преобразований конвертирует свой потенциал в ускорение экономического роста и создание территории социального благополучия. 3. МЕХАНИЗМ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ3.1. Экономическая политика 3.1.1. Агропромышленный комплекс  Состояние и тренды развитияПролетарский район расположен в Центральной орошаемой зоне области. Общая площадь сельхозугодий района 223,2 тыс. га, из них пашни –155,0 тыс.га. В сельской местности проживает 16,1 тыс. человек.Пролетарский район по типу сельскохозяйственного районирования относится к скотоводческо-рисоводческой сельскохозяйственной зоне. В настоящее время на землях поселения выращиваются зерновые (в т.ч. рис), кормовые, технические и бахчевые культуры. На животноводческих предприятиях осуществляется разведение крупного рогатого скота, овец, свиней, лошадей и птицы всех видов. Обилие водных ресурсов предопределило развитие рыбоводства. Большие площади территории поселения отведены под пруды, в которых разводят толстолобика, зеркального карпа, белого амура, карася, сазана и т.д.Динамика ключевых показателей развития агропромышленного комплекса Пролетарского района в 2013-2017 годах [35] 

 

2013

2014

2015

2016

2017

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

(в фактических ценах; млн. рублей)

в структуре ОКВЭД

Пролетарский район

3861,7

4611,1

5738,9

6346,9

5855,6

Ростовская область

161300,7

191316,3

244324,5

280942,1

256435,8

Доля Пролетарского района в Ростовской области (%)

2,39

2,41

2,35

2,26

2,28

Продукция растениеводства в хозяйствах всех категорий

(в фактических ценах; млн. рублей)

в структуре ОКВЭД

Пролетарский район

2438,7

 

2867,2

 

3749,4

 

4282,0

 

3788,8

 

Ростовская область

107582,4

 

128414,2

 

169457,5

 

200346,5

 

179312,3

 

Доля Пролетарского района в Ростовской области (%)

2,3

2,2

2,2

2,1

2,1

 

Продукция животноводства в хозяйствах всех категорий

(в фактических ценах; млн. рублей)

в структуре ОКВЭД

Пролетарский район

1423,0

1743,9

1989,5

2064,9

2066,8

Ростовская область

53718,4

 

62902,0

 

74867,0

 

80595,6

 

77123,7

 

Доля Пролетарского района в Ростовской области (%)

2,6

2,8

2,7

2,6

2,7

Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий
(в весе после доработки; тыс. тонн)

Пролетарский район

244,8

296,5

329,1

371,4

399,2

Ростовская область

6617,0

 

9345,4

 

9626,2

 

11595,8

 

13385,4

 

Доля Пролетарского района в Ростовской области (%)

3,7

3,2

3,4

3,2

3,0

Урожайность зерновых культур в хозяйствах всех категорий
(в весе после доработки; центнеров с одного гектара убранной площади)

Пролетарский район

26,0

31,0

33,5

39,9

41,0

Ростовская область

(в среднем)

21,9

 

29,6

 

29,6

 

35,7

 

40,4

 

В сравнении со среднеобластным значением

118,7

104,7

113,2

111,8

101,5

Валовой сбор семян подсолнечника в хозяйствах всех категорий
(в весе после доработки; тыс. тонн)

Пролетарский район

12,0

8,0

5,8

13,0

9,9

Ростовская область

774,9

 

733,2

 

828,6

 

1264,5

 

1432,6

 

Доля Пролетарского района в Ростовской области (%)

1,5

1,1

0,7

1,0

0,7

Валовой сбор овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий (тонн)

Пролетарский район

2396

2410

2921

3279

4015

Ростовская область

622028

 

617543

 

590602

 

580632

 

592652

 

Доля Пролетарского района в Ростовской области (%)

0,4

0,4

0,5

0,6

0,7

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий
(на конец года; голов)

Пролетарский район

23642

24039

24159

24355

24659

Ростовская область