Объективная потребность современного российского общества в качественно новых образовательно-воспитательных системах, способных решить проблемы гуманизации дошкольного образования, подготовить ребенка к жизни в современном обществе, сформировать основы базовой культуры личности.
Целостное развитие личности в единстве всех ее сторон может обеспечить целостное содержание образования на основе интеграции всех его компонентов.
В связи с этим в рамках муниципальной программы развития дошкольного образования Пролетарского района, для обеспечения качественных результатов образовательной деятельности МБДОУ встала необходимость - создания модели образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, обеспечивающей высокое качество образования на основе интеграции физического, познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей, путем реализации комплексного подхода и психолого-медико-педагогического его сопровождения.
Для создания благоприятных условий развития инновационных процессов при реализации проекта «Интеграция содержания образовательной деятельности ДОУ по физическому познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей с нарушениями речи в рамках реализации ФГТ» МБДОУ №5 «Березка» г. Пролетарска ( заведующая – М.В. Николенко), областной стажировочной площадкой РИПК и ППРО, было подготовлено 6 педагогов и специалистов (руководитель учреждения, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, 2 воспитателя).
Использование в психолого-педагогической деятельности с дошкольниками средств информатизации (образовательных Интернет-ресурсов, различных компьютерных программ для детей дошкольного возраста, создание мультимедийных презентаций в среде МS PowerPoint, участие в различных дистанционных конкурсах), программно - методического комплекта «Предшкола нового поколения» Р.Г. Чураковой, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, электронного пособия в рамках УМК и разнообразных дидактических пособий способствовало достижению положительных результатов по различным направлениям деятельности с детьми.
Разнообразное оборудование для психологической коррекции, многофункциональное спортивное оборудование, детские тренажеры, развивающие игры и многое другое способствует удовлетворению познавательных и двигательных потребностей детей, позволяет существенно улучшить их физическое, психическое и психологическое здоровье, корректировать и компенсировать возможные нарушения развития, последовательно выстраивать социализацию и интеграцию воспитанников с проблемами развития в общество здоровых сверстников.
Необходимость коррекции теоретических и практических умений педагогов способствовала их активному участию в авторских семинарах, организованных РИПК и ППРО «Реализация современного педагогического инструментария – электронного пособия в работе со старшими дошкольниками в рамках УМК», «Технология реализации предшкольного образования средствами УМК» (3 человека), «Проектирование предметно-развивающей среды ДОУ, соответствующей Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2 человека), научно-практическом семинаре «Проектирование муниципальных программ развития дошкольного образования» (2человека).
Опыт работы инструктора по физической культуре Голощук В.В. на тему: «Инновационные подходы к организации образовательной двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи)» в рамках инновационного проекта представлялся на Международной конференции «Развитие системы государственно-общественного управления обеспечением доступности качественного дошкольного образования в муниципальных образовательных системах».
Активное участие работники учреждения приняли в стажировочных мероприятиях на базовых площадках РИПК и ППРО (руководитель учреждения и 3 воспитателя), следствием которых стало создание инновационных проектов «Формирование конструктивных и изобразительных умений детей и их влияние на речевое развитие дошкольников», «Управление инновационными процессами в МБДОУ в рамках реализации ФГТ».
Эффективность реализации инновационного МБДОУ №5 «Березка» в муниципальной образовательной системе Пролетарского района позволила определить единые подходы к образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (общим недоразвитием речи). Опыт учреждения представлялся на районной конференции педагогов в 2012 году, районных методических объединениях, мастер-классах, семинарах.
Педагоги и воспитанники МБДОУ №5 «Березка» - активные участники мероприятий различных уровней: районного конкурса «Проектные материалы образовательной деятельности с дошкольниками», 1-е место (2011г.), областного конкурса «На лучшего руководителя комиссии «За безопасность движения», 2-е место, II Всероссийского дистанционного марафона «Веселая математика», районного фестиваля «Пусть детство наше будет мирным и счастливым» (2011г, 2012г.), районной спартакиады «Здоровячок», 2-е место (2011г.), 3-е место (2012г.), II Всероссийского дистанционного марафона «Веселая математика».